Производители фруктов и овощей и поставщики скоропортящихся продовольственных товаров считают, что морские грузоперевозчики наживаются на логистическом кризисе, сокращая количество судов и подсчитывая прибыль. Тогда как производители сельхозпродукции получают только убыток, сообщает сайт freshfruitportal.com.
«Мы переживаем глубокий кризис из-за коммерческих решений небольшой группы людей», - сказал Алехандро Гарсия-Уидобро, директор чилийской компании Exportadora Prize, выступая на недавнем Глобальном саммите производителей вишни.
Обычно чилийские компании поставляют свежую вишню к новому китайскому году в страны Юго-Восточной Азии. Однако в прошлом году большая часть поставок была сорвана. А в этом году ситуация только ухудшится.
Стремительный рост издержек экспортеров растет больше всего в сегменте рефрижераторных перевозок. Именно ими часто пользуются производители замороженных продуктов, морепродуктов, фруктов, молочной продукции. Но только 5% мировых контейнерных перевозок соответствует требованиям грузоотправителей.
Но перевозчики переориентировались на контейнерные перевозки. Маршруты рефрижераторов сократились, поэтому экспортеры платят цену за рефрижераторный контейнер в оба конца.
Несмотря на возросший спрос на сухие контейнеры, возникла проблема с выгрузкой в портах, что приводит к росту цен за доставку товаров.
Производители сельхозпродукции отмечают также последовательную консолидацию отрасли в руках нескольких игроков, которые теперь получают рекордную прибыль, получаемую за счет грузовладельцев.
Согласно данным консалтингового агентства Drewry, в 2008 году 10 крупнейших судоходных компаний контролировали около 60% рынка. К 2022 году эта группа из 10 крупнейших грузоотправителей контролирует уже 85% рынка.
Если посмотреть на доходы, полученные грузоотправителями, цифры доказывают, как сектор смог извлечь беспрецедентную прибыль из глобального логистического кризиса. По оценкам Dewry, в 2021 году показатель EBIT (прибыль до вычета процентов и налогов) для судоходного сектора составил 200 миллиардов долларов США, что почти вдвое превышает совокупную прибыль сектора за последние 20 лет. Ожидается, что в 2022 году эта цифра вырастет до 300 миллиардов долларов. Полтриллиона долларов прибыли всего за два года. При докризисных темпах роста прибыли на это ушло бы столетие.
От монополизации рынка морских перевозок страдают не только производители вишни из Чили. Но и поставщики столового винограда. При этом Ассоциация экспортеров Asoex заявляет, что грузоотправители сократили количество судов и резко увеличили расходы, что еще больше усложнило доставку скоропортящихся фруктов.
Эквадорские производители бананов выдвинули аналогичные обвинения. По оценкам Дьюри, бананы являются основным источником дохода для рефрижераторных перевозчиков из Южной Америки. По словам Хосе Антонио Идальго, исполнительного директора Ассоциации эквадорских экспортеров бананов (AEBE), грузоотправители отменили многие маршруты из-за проблем с логистикой, а на оставшиеся взвинтили цены.
Ассоциация экспортеров свежих фруктов Южного полушария (SHAFFE) недавно провела глобальный вебинар для своих членов и опубликовала результаты опроса, который показал, что 95% поставщиков свежих фруктов и овощей логистика является главной проблемой для их бизнеса.
Многие отраслевые ассоциации поставщиков сельхозпродукции требуют от органов власти найти управу на перевозчиков и разработать правовые механизмы для урегулирования ситуации.
Фото - pexels.com
Дата публикации: 01.05.2022