В январе-сентябре 2021 года Россия экспортировала в Монголию 363 тыс. тонн продукции АПК, что на 13% больше аналогичного периода 2020 года. В денежном выражении поставки выросли на 34% до 240 млн долларов
Монголия импортирует из России широкий перечень продовольственной продукции, в том числе является крупнейшим покупателем куриного яйца, входит в топ-5 импортеров свинины и риса, в топ-10 – кондитерских изделий, напитков, маргарина, майонеза и прочих соусов.
Крупнейшей категорией в российском агроэкспорте в Монголию являются кондитерские изделия, которых за 9 месяцев поставлено 20 тыс. тонн (+34% к январю-сентябрю 2020) на сумму 49 млн долл. (+47%). Более половины стоимостного объема составил шоколад (26 млн долл., +56%), около трети – мучные кондитерские изделия (17 млн долл., +36%).
В частности, компания «Конти-Рус» нарастила отгрузки в Монголию кондитерской продукции. Предприятие поставляет в соседнее государство широкий ассортимент шоколадных конфет и глазированного печенья, рассказал врио генерального директора АО «Конти-Рус» Александр Сиделин. «Страна восстановила объемы экспорта после пандемии, и кондитерский рынок показывает рост», – сообщил он «Агроэкспорту». По словам Сиделина, для «Конти-Рус» рынок Монголии является одним из ключевых экспортных направлений, производитель активно развивает и увеличивает свою долю на полке, проводит маркетинговые активности и наращивает дистрибуцию.
Экспорт пшеницы в восточноазиатскую страну в 2021 году вырос в годовом выражении на 62% до 186 тыс. тонн в натуральном объеме и в 2,1 раза до 49 млн долл. в денежном. Поставки напитков увеличились вдвое, до 20 тыс. тонн на 13 млн долл. Из этого объема 35% пришлось на пиво, 21% – концентраты и экстракты кофе, 8% – минеральную и газированную воду.
Позитивную динамику также продемонстрировали отгрузки свинины, объем которых за три квартала составил 4,7 тыс. тонн (+55%) на сумму 11 млн долл. (+79%). Экспорт куриного яйца увеличился на 9,6% до 8,9 тыс. тонн в физическом выражении и на 40% до 10 млн долл. в денежном.
Крупнейший экспортер продукции свиноводства в Монголию – сибирский холдинг «Сибагро». За 9 месяцев 2021 года производитель отгрузил 3,3 тыс. тонн продукции, уже превысив объем за весь 2020 год. «Монголия является стратегически важным рынком сбыта для предприятий холдинга «Сибагро». Прирост объемов за 9 месяцев 2021 года в сравнении с аналогичным периодом 2020 года составил 48%. Высокое качество нашей продукции, а также принцип взаимовыгодного сотрудничества позволяют нам удерживать лидирующую позицию на рынке Монголии», – подчеркнул начальник отдела экспортных продаж компании «Сибагро» Георгий Чолокян.
Монголия является наименее густонаселенным государством в мире: в стране, занимающей 18-е место по территории, проживает лишь немногим более 3 млн человек, из которых около 1,5 млн человек являются жителями столицы. Основу сельского хозяйства составляет кочевое скотоводство. По данным ФАО, в 2019 году в стране насчитывалось 70 млн голов скота, включая более 32 млн овец и 4,7 млн голов крупного рогатого скота, и производство животноводческой продукции в стране растет. В выращивании зерна и картофеля, напротив, наблюдается негативная динамика, плодоовощной продукции – стагнация. Ведущей культурой в растениеводстве является пшеница, которой в 2019 году было собрано 411 тыс. тонн. На втором месте по валовому сбору – картофель (192 тыс. тонн).
По данным Trade Map, в 2020 году Монголия импортировала продукции АПК на сумму 636 млн долл. Наиболее значимыми позициями являлись сигары и сигареты (52 млн долл.), шоколадные кондитерские изделия (46 млн долл.) и пшеница (40 млн долл.). Крупнейший поставщик продукции в АПК в страну – Россия с долей около 40%, за которой следуют Китай (19%) и Южная Корея (10%).
По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», потенциальный объем поставок продовольствия из России в Монголию в долгосрочном периоде может составить более 550 млн долл. Среди продуктов, обладающих наибольшим потенциалом, – пшеница (Монголией применяется режим квотирования), шоколадные, мучные и сахаристые кондитерские изделия, подсолнечное масло, свинина, табачные изделия, яйца птиц, мясо птицы, маргарин, мороженое, напитки.
Рынок Монголии имеет существенный потенциал, уверен Александр Сиделин. «Исходя из текущей динамики роста продаж, мы предполагаем, что данный рынок будет продолжать расти в ближайшей перспективе 3-5 лет. Планируем продолжать активно увеличивать наши продажи за счет выпуска новых продуктов в новых для нас категориях», – пояснил он. Врио генерального директора АО «Конти-Рус» отметил, что российская продукция сегодня позиционируется в Монголии как качественная, поэтому местные потребители предпочитают покупать российские продукты питания. Также в Монголии слабо развито местное производство кондитерских изделий, что дает хороший потенциал для экспорта. «Среди трех категорий кондитерской продукции – шоколадные, мучные, сахаристые – наибольшую перспективу роста мы видим в категории шоколада», – добавил Александр Сиделин.
Емкость монгольского мясного рынка достаточно скромная в сравнении с другими азиатскими рынками, но и его потенциал не исчерпан, отметил Георгий Чолокян: «Близость наших предприятий к монгольской границе позволяет нам предлагать весь ассортимент выпускаемой продукции, включая охлажденную». Помимо продукции свиноводства «Сибагро» планирует увеличить объемы отгрузок куриной продукции в Монголию.
(Источник: Управление внешних коммуникаций Федерального центра «Агроэкспорт» Минсельхоза России. Фото: pixabay.com ).
Дата публикации: 11.11.2021