Растущие требования трейдеров к качеству зерна, связанные с развитием экспортного направления, побуждают аграриев уделять повышенное внимание его очистке. Над этим вопросом работают и алтайские инженеры. Команда ученых АГАУ разработала и запатентовала оригинальную технологию очистки зерна и теперь ищет способы вдохнуть жизнь в свой проект
Об этом рассказывает Глеб Колесников в статье, опубликованной на портале «Алтайская нива». Журналист побеседовал о перспективах зерноочистительного агрегата нового типа, который отмечен медалью российской агровыставки «Золотая осень-2021», с одним из его создателей – доцентом кафедры сельскохозяйственной техники и технологий АГАУ Николаем Стрикуновым.
Разработка базируется сразу на двух принципах очистки: воздушном и центробежно-решетном сепарировании. На первом этапе из зерновой массы выдуваются солома, полова и сбоина, то есть наиболее легкая фракция. Далее зерновой материал «калибруется» в решетчатом цилиндре, проходя через триерные блоки с отверстиями различных размеров и форм. Окончательный этап очистки производится на пневмосортировальном столе. В комплексе эти решения позволяют разделить массу на фракции тщательнейшим образом. Битое зерно также сепарируется и уходит в фуражную часть. Отдельно отбирается сор: овсюг, куколь, а также карлык или татарская гречишка.
К слову, зерновки этих сорняков традиционно считаются трудноотделимой примесью, которая присутствует в зерновом материале в зависимости от ряда условий, в том числе от объемов применения гербицидов. В отдельных случаях этот сор в зерне может достигать 10% и более. Комбинированное решение, предложенное алтайскими учеными-практиками, позволяет отбирать эти трудноотделимые примеси поэтапно. Стрикунов сравнивает этот эффект с обогащением зерна.
Машина, по словам разработчика, работает в нескольких режимах одновременно. Вибрации в процессе ее работы отсутствует, что делает агрегат более износостойким, а значит надежным.
Сам принцип работы очистки без вибраций заложил алтайский ученый АСХИ, сильнейший математик Борис Тарасов, школу которого в свое время прошел и Николай Стрикунов. Два цилиндра с отверстиями – внешний и внутренний вращаются в одном направлении, но с разной скоростью. В результате получается так называемый «активный слой», схожий с работой высевающей катушки. Ученые установили, что сепарирующий эффект при этом значительно возрастает.
Производительность агрегата составляет от 30 до 50 тонн в час. Нагрузка от 500 до 3-5 тысяч га с учетом средней урожайности в регионе. Степень очистки, по заверениям разработчиков, будет сопоставима с работой полноценной семенной линии. И это при несопоставимой разнице в ценах на оборудование.
Проект разрабатывался при использовании 3D-моделирования. Прототип мобильного зерноочистительного агрегата изготовлен исключительно из российских комплектующих. При этом сотрудничали с воронежскими специалистами-производственниками.
Агрегат практически готов и отдельные его узлы успешно испытаны, однако полноценный запуск отложен, так как у машины пока отсутствуют отгрузочные шнеки. Неудивительно, ведь проект ученые воплощают исключительно на личные средства. Поэтому важнейшая задача на сегодня – найти инвестора и проложить разработке полноценную дорогу в жизнь.
За плечами Николая Стрикунова огромный опыт работы с различными технологиями очистки зерна. В Алтайском крае в хозяйствах разного масштаба им и его коллегами реализовано более 50 проектов по строительству и реконструкции мехтоков, сушилок и другого спецоборудования. Но очередной проект иного толка. Новая технология зерноочистки может быть как стационарной, так и мобильной, то есть агрегат монтируется на грузовой прицеп.
- Во многих странах подработка зерна давно поставлена на «колеса». У нас же традиционно используют стационарные мехтоки, а ведь это совсем другая логистика, время и затраты на ГСМ, – поясняет Стрикунов. – Более того, это огромная дополнительная нагрузка: проектирование, заливка фундамента, монтаж… и везде согласования. Поскольку мехток – объект капитального строительства, сделать его быстро и недорого не выйдет.
Что касается питания мобильного агрегата, достаточно найти ближайший источник электроэнергии, либо использовать дизель-генератор, который также предусмотрен проектом в одном из вариантов.
В команду разработчиков вошли два опытных ученых и два талантливых аспиранта. Молодые специалисты Сергей Щербаков и Максим Микитюк пишут по технологии диссертационные работы: каждый по отдельному узлу. Свой вклад Николай Стрикунов называет весьма скромным. Немалая заслуга в создании устройства принадлежит его ученику – доценту кафедры наземных транспортно-технологических систем АлтГТУ им. Ползунова Сергею Леканову.
Работа над агрегатом ведется несколько лет. На разработку уже получено два патента. Параллельно ученые изучали мировой опыт и в итоге написали методическое пособие по различным технологиям очистки зерна, включая те, что использовались в крае за 40 лет. Издание вышло в свет в преддверии нового, 2022 года. Технология, без сомнений, является одной из лучших, созданных в Алтайском крае за последнее время. Бронзовая медаль всероссийской выставки «Золотая осень-2021» – справедливое тому подтверждение.
- Аналогов нашего агрегату нет ни в России, ни в мире. Устройства, которые выполняют подобные задачи, конечно, существуют. Но наши решения и их компоновка полностью оригинальные, – заверяет Стрикунов.
Дальнейшую реализацию проекта ученые видят через сотрудничество с сельхозмашиностроителями, а, возможно, и с аграриями. За последние десять лет в регионе выросло и укрепилось производство прицепной сельхозтехники, все-таки это далеко не самые наукоемкие разработки. А вот проекты, связанные с переработкой сельхозсырья, – это следующий, более сложный уровень, который нам вполне по силам. В регионе для этого есть научный и промышленный, да и финансовый потенциал.
Справочно
Научный, преподавательский и производственный опыт Николая Стрикунова насчитывает почти 40 лет. Родной район ученого - Ключевский. Образование получил в АСХИ, куда был направлен после школы как лучший выпускник. Наукой начал заниматься со студенческой скамьи с подачи своего учителя Бориса Тарасова. На службе в армии принимал участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали. После окончил аспирантуру. В дальнейшем получил более десятка патентов на оригинальные разработки для АПК.
(Источник: портал «Алтайская нива» . Автор: Глеб Колесников. Фото: pixabay.com ).
Дата публикации: 03.02.2022