20 мая в Стамбуле состоялся круглый стол «Россия-Турция: как обеспечить бесперебойность поставок?». Мероприятие прошло в рамках деловой миссии российских экспортеров, организованной Федеральным центром «Агроэкспорт» при поддержке Минсельхоза России в Турецкой Республике. Участники – производители аграрной продукции, шиппинговые и логистические компании, портовые операторы, дистрибьюторы и таможенные брокеры – обсудили проблемы, с которыми столкнулись грузоотправители и грузополучатели в условиях санкционного давления, и пути их решения
За последние 3 года вопрос бесперебойности поставок вышел на первый план на всем мировом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отметил заместитель министра сельского хозяйства России Сергей Левин.
К существенным сложностям и ограничениям в сложившихся традиционных цепочках поставок привела пандемия коронавируса, проблемы усугубила текущая ситуация в Азово-Черноморском бассейне. «Это создает новые вызовы и, соответственно, новые возможности для участников рынка по обеспечению непрерывности поставок ключевой для мира продовольственной и сельскохозяйственной продукции. И здесь у Турции появился уникальный шанс нарастить свое присутствие и свою роль на этом рынке», – указал Левин.
Турецкие порты могут служить перевалочной базой для российских компаний, а турецкие шиппинговые компании и флот могут взять на себя значительную часть освободившегося грузового потока.
Уже сегодня Турция является крупным региональным торговым и транспортным хабом с развитой морской и наземной инфраструктурой, напомнил модератор круглого стола, руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и компаниям государственного сектора компании «Технологии доверия» Михаил Магрилов. В 2021 году страна импортировала товаров на 271 млрд долл., экспортировала – на 225 млрд долл. «Выдающиеся логистические возможности Турции и географическое положение идеальны для того, чтобы быть эффективным хабом для самых разных вариантов транспортировки грузов из других стран», – выразил уверенность Магрилов.
Представители турецких компаний озвучили первоочередные вопросы, решение которых будет способствовать расширению грузопотока между Россией и Турцией.
Морской, воздушный, проектный и ж/д директор Omsan Мехмет Кошлу назвал основной задачей решение вопросов с платежами. Управляющий Armada Shipping Махмут Унсал указал на возрастающую стоимость перевозок, проблемы со страхованием и обеспечением топлива, а также с персоналом. Тем не менее компания активно прорабатывает новые маршруты с целью расширения возможностей транспортировки грузов между двумя странами. «Есть турецкие малотоннажные контейнерные суда и есть потенциал в турецких портах. Мы можем организовать новые маршруты между Турцией и Россией. Технически это можно сделать: я уже провел предварительную работу и поговорил с пятью турецкими фирмами», – заявил он.
Около 80% физического и 58% стоимостного объема импорта Турции осуществляется по морю, и в 2011-2021 годах темпы роста турецких морских перевозок намного опережали среднемировой показатель, сообщил генеральный секретарь Ассоциации портовых операторов Ирфан Бильгин.
«Турция, находящаяся на перекрестке трех континентов, может стать портовым хабом для России. Наша ассоциация и турецкие порты готовы быть посредниками, мы всегда сможем найти точки соприкосновения», – пообещал Бильгин. Например, по его словам, в Турции есть значительные мощности для хранения подсолнечного масла из России, при этом существует возможность работать и на перевалку без складирования.
Важное место в товаропотоке может занять порт Хайдарпаша в Стамбуле, продолжил руководитель морской гавани Хилми Сомнез. «Сейчас мы обсуждаем с Россией вопрос обслуживания грузов, идущих в Азию. Кроме того, у нас есть площадки, которые сейчас не используются, например, склад для хранения семян. Надо их задействовать для транзитных грузов в соответствии с меняющимися условиями», – предложил Сомнез.
Вариантами разработанных транспортных маршрутов, решением финансовых и логистических вопросов поделился управляющий партнер Kay Investment Foreign Trade Абдуллах Ешил.
«Турция может стать прекрасным партнером для российских компаний. Есть множество вариантов такого партнерства: работа с турецкими дистрибьюторами, открытие филиала на территории Турции, использование портовых, таможенных складов и свободных зон, создание совместного производства, реэкспорт», – перечислил Ешил. Он подчеркнул, что Турция готова представлять интересы российских компаний и в других странах.
Свои услуги в расширении двусторонних торговых взаимоотношений также предложили операционный директор Middle Corridor Logistics Хамди Сюслю, управляющий директор ANDE Logistics Services and Foreign Trade Фатих Аксайлы и генеральный директор Ekinoks Gümrük Müşavirliği Зекерья Чапкин.
С российской стороны участниками круглого стола стали представители ведущих российских компаний-поставщиков продукции АПК, среди которых «ОЗК», «Деметра-Холдинг», «Био-Тон», «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева, «Юг Руси», концерн «Покровский», «Русагро», «НМЖК», ГАП «Ресурс», «Благо», «Черкизово», «Макфа» и др., а также финансовых организаций и транспортно-логистических компаний.
(Источник: Управление внешних коммуникаций Федерального центра «Агроэкспорт». Фото: pixabay.com ).
Дата публикации: 24.05.2022