
Поставки продовольствия на Ближний Восток и в Азию становятся приоритетным направлением
В новых экономических условиях беспрецедентного санкционного давления, российское сельское хозяйство становится стратегическим направлением отечественного экспорта. Особенно если речь идет о рынках Ближнего Востока, Азии, Южной Америки и Африки. Доли этих рынков, занятые российскими агрохолдингами, должны стать «точками роста» как минимум на ближайшее десятилетие. Среди компаний, от деятельности которых будет зависеть многое, отдельно стоит выделить агрохолдинг «Степь» - крупнейший экспортер «нишевых» продуктов.
Активной торговлей зерном на мировом рынке занимаются многие российские компании, но «Степь» смогла добиться успеха в нишевых культурах. Бобовые, такие как горох или нут, имеют высокую рентабельность и востребованы на рынках Ближнего Востока и Азии. Однако, для создания полноценной экспортной отрасли требуются значительные управленческие таланты и агротехнологии.
По обнародованным в конце января 2022 года данным, «Степь» удерживает лидерство в российском экспорте гороха. С июля 2021 по январь 2022 агрохолдинг продал за рубеж 130,7 тыс. тонн гороха, заняв более 15% общего рынка этой культуры объемом в 860 тысяч тонн. Крупнейшим потребителями российского гороха традиционно выступают Бангладеш, Италия, Пакистан и Турция.
.jpg)
Кроме гороха, агрохолдинг «Степь» от года к году занимает 3-4 место по поставкам нута. За прошлый год порядка 134,5 тыс. тонн нута отправились в Египет, Иорданию, Пакистан, Турцию и Саудовскую Аравию – увеличение общего объема более чем вдвое. Поставки горчицы выросли в восемь раз, а кориандра — на 40%.
На прошедшей в феврале международной выставке «Gulfood 2022» - крупнейшей выставке для стран Персидского залива – «Степь» заключила договоров на $20 млн, более 1,6 млрд рублей в эквиваленте. Важно, что речь идет не только о бобовых, но и о конечном продукте с высокой добавленной стоимостью, что снижает долю «сырьевого» экспорта в общем валовом объеме.
«Gulfood 2022» проходит в Дубае, в последние годы ОАЭ выступает как коммерческий сельскохозяйственный хаб для всего региона, объем рынка которого составляет порядка $16 млрд. Свыше 95% продовольствия в арабских странах – импорт, поэтому перед компанией, закрепившейся на этом стратегическом рынке, разворачиваются широкие возможности.
По итогам 2021 самым крупным импортером российского продовольствия выступил Евросоюз, на который пришлось 13% всех поставок – рост в денежном выражении на 41% больше, чем в 2020-м. Вторую строчку заняла Турция – увеличение закупок на 38%, третью – Китай. Общий объем вывоза перевалил за $36 млрд.
В целом, география российского экспорта продуктов питания исключительно обширна, в 2021 году поставки так или иначе шли в 161 страну. Санкционные ограничения, существующие и вероятные, создают необходимость максимального расширения числа торговых партнеров российских агрохолдингов. Если в количественном смысле с этим проблем нет – в 2021 году для поставок российских молочных продуктов «открылись» рынки Сингапура и Египта, то задача углубления партнерства остается.
Закрепление российских позиций на ближневосточных рынках позволит сохранить или даже увеличить финансовый объем рекордного российского продовольственного экспорта.
Позитивный опыт и уже существующая репутация агрохолдинга «Степь» становятся исключительно важным фактором – помимо продаж произведенного на собственных мощностях продовольствия, агрохолдинг дает возможность реализовывать на экспортных рынках кукурузу, нут, чечевицу и овёс производителей-партнеров.
Есть достаточно оснований считать, что ценовая конъюнктура на мировом рынке продовольствия будет благоприятной для российского экспорта и в этом году. По данным Внешэкономбанка, экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из России в текущем году может вырасти по сравнению с уровнем 2021-го примерно на 6%, достигнув $39 млрд.
Сейчас российские производители могут получать достаточную прибыль, отгружая меньшие в натуральном выражении объемы. За прошлый год, продав на 17% меньшие объемы продовольствия, российские экспортеры получили на 18% большую выручку. Средняя стоимость вывозимой продукции за год выросла на 44%, с $384 до $552 за тонну.
Кроме высоких цен на продовольствие, позитивно сказалось повышение доли переработки. В декабре 2021 года министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев отметил повышение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре российской внешней торговли - например, экспорт кондитерских изделий вырос на 20 %, а напитков — на 35 %.
Помимо добавленной стоимости, повышение доли продукции с высокой долей переработки позволяет российским компаниям и государственному бюджету получать достаточно денег, не выводя из страны чрезмерные объемы продовольствия. Очевидно, что в ближайшие годы России предстоит ещё больше опираться на собственные силы, в том числе по части обеспечения себя продовольствием.
Спрос на российскую пшеницу стабилен, но нишевые культуры обладают огромным потенциалом роста. Такие компании, как агрохолдинг «Степь» могут считаться стратегическими предприятиями – а их опыт нуждается в поддержке и развитии. Помимо динамично растущих валютных поступлений от экспортных продаж, крупные агрохолдинги создают рабочие места, повышают уровень жизни в сельских регионах присутствия, а также сохраняют значительную долю продовольствия внутри самой России.
Дата публикации: 15.03.2022