Ковидные ограничения, заградительные меры, предпринятые властями Китая, могут принести убытки российским экспортерам. Кроме того, это может стать драйвером роста цен на зерновые и масличные культуры.
Напомним, что таможенное управление Китая с 1 января 2022 года ввело новые правила безопасности пищевых продуктов, согласно которым все зарубежные производители, переработчики должны пройти специальную регистрацию до конца 2021 года, чтобы их товары могли попасть на китайский рынок.
Но подробные инструкции, объясняющие, как получить необходимые регистрационные коды, были опубликованы только в октябре. В то время как веб-сайт для компаний, которым разрешено самостоятельно регистрироваться появился в сети Интернет лишь в ноябре.
Между тем поставщики охлажденных и замороженных продукты уже столкнулись с серьезными задержками при таможенном оформлении товара из-за тестирования на коронавирус и мер по дезинфекции.
Кроме того, в декабре китайские железные дороги ввели ограничения на прием грузов через железнодорожные погранпереходы. Такие меры связаны, как объясняла китайская сторона, с серьезной эпидемиологической ситуацией вследствие распространения COVID-19.
Свою экспертную оценку, как ограничительные меры, вводимые Китаем, может повляить на российский экспорт товаров, дала Александра Шнипова, заместитель руководителя практики Управленческого консалтинга Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:
«Высокие темпы роста китайской экономики делают страну все более привлекательной для зарубежных экспортеров, растет конкуренция среди иностранных поставщиков, и российским поставщикам все сложнее наращивать экспорт своей продукции. Не облегчают межстрановую торговлю вводимые китайской стороной жесткие ковидные ограничения, которые приводят к заторам как в автомобильных, в железнодорожных, так и в морских перевозках грузов.
Кроме того, вступив в торговую войну, Китай начинает активно использовать нетарифные методы, чтобы обеспечить более выгодные условия своим компаниям.
Российский экспорт в Китай в 2021 году вырос на 4,4%, но в основном из-за того, что в его структуре с 60,31% до 67,17% увеличилась доля поставок топлива. Это неудивительно: в условиях, когда мировые цены на газ после просадки на фоне пандемии выросли более чем в 50 раз, в то время как Россия поставляет Китаю газ по цене заключенного в 2014 году контракта. Поставки газа в 2021 году по газопроводу «Сила Сибири» выросли почти в два раза и будут расти в наступившем 2022 году.
Несмотря на положительную динамику российского экспорта в Китай, темпы роста, достигнутые в прошлом году, не покрыли потерь в размере 13,6%, которые он понес в 2020 году из-за ковидной пандемии. Объем российских поставок продовольственных товаров в 2021 году составил 2,7 млрд долл., а их доля в общем объеме экспорта сократилась с 8,07% до 4,96%.
Закрытие крупнейших портов обрушило российский экспорт рыбы в Китай, в 2020 году экспорт снизился на 6,99%, а в 2021 уже на 47,1%. Введенные с 2022 года нетарифные ограничения, а также достигнутый в пошлом году в Китае рекордный урожай зерновых культур могут негативно отразиться на российском продовольственном экспорте».
Если ограничения сохранятся, то это приведет к дополнительному росту цен на сырье на продовольственных рынках.
В последние годы Китай активно наращивал стратегические запасы базовых продовольственных товаров, скупая их на мировом рынке, что подталкивает цены вверх. Можно ожидать, что в первой половине наступившего года Поднебесная продолжит покупки зерна, масличных культур, концентрируя на стратегических складах больше половины мировых запасов продовольствия, что поддержит мировые цены на высоком уровне.
Фото - pexels.com
Дата публикации: 16.01.2022