По прогнозам UNCTAD (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию), мировые потребительские цены ждет значительный рост и в 2022 году из-за сбоев в цепочке поставок, перегруженности морских портов и неэффективности терминалов, сообщается на официальном сайте UNCTAD.
Восстановлению мировой экономики в результате пандемии Covid-19 угрожают высокие ставки фрахта, которые, вероятно, сохранятся в ближайшие месяцы, говорится в Обзоре UNCTAD по ситуации с поставками продовольствия в 2021 году, опубликованном 18 ноября.
Анализ показывает, что резкий рост стоимости контейнерных перевозок, если он сохранится, может привести к увеличению мировых цен на импорт на 11 % и уровней потребительских цен на 1,5% в период с настоящего момента по 2023 год.
«Нынешний резкий рост ставок фрахта окажет глубокое влияние на торговлю и подорвет социально-экономическое восстановление, особенно в развивающихся странах, до тех пор, пока морские перевозки не вернутся в нормальное русло», - заявила генеральный секретарь UNCTAD Ребека Гринспен. - Возвращение к нормальной жизни повлечет за собой инвестиции в новые решения, включая инфраструктуру, технологии грузовых перевозок и цифровизацию, а также меры по упрощению процедур торговли».
Согласно отчету, спрос на товары вырос во второй половине 2020 года и в 2021 году, поскольку потребители тратили свои деньги на товары, а не на услуги во время локдауна. Переход на удаленный режим работы, покупки в интернет-магазинах и увеличение продаж компьютерной техники - все это создало беспрецедентный спрос на логистические услуги.
Этот значительный скачок в потоках контейнерной торговли был связан с нехваткой контейнерных судов, контейнеров, рабочей силы, продолжающиеся ограничения COVID-19 в портовых регионах и перегруженность самих портов.
Это несоответствие между растущим спросом и де-факто сокращенными возможностями предложения привело к рекордным ставкам контейнерных перевозок практически на всех торговых маршрутах.
Например, спотовая ставка Шанхайского индекса контейнерных перевозок (SCFI) на маршруте Шанхай - Европа составляла менее 1000 долларов за TEU в июне 2020 года, подскочила примерно до 4000 долларов за TEU к концу 2020 года и выросла до 7395 долларов к концу июля 2021 года. Также грузовладельцы сталкивались с задержками, доплатами и трудностями в обеспечении своевременного перемещения своих контейнеров.
Влияние высоких сборов за перевозку будет особенно негативно сказываться на небольших островных развивающихся государствах, где цены на импортные товары могут вырасти на 24%, а потребительские цены - на 7,5%. В наименее развитых странах уровень потребительских цен может увеличиться на 2,2%.
Кроме того, существует множество опасений по поводу того, что устойчивое повышение стоимости доставки не только скажется на экспорте и импорте, но и может подорвать восстановление мирового производства.
В докладе говорится, что непрекращающийся рост стоимости логистических услуг уже влияет на глобальные цепочки поставок. Европа, например, сталкивается с нехваткой потребительских товаров, импортируемых из Азии, таких как предметы домашнего обихода, велосипеды, спортивные товары и игрушки.
Согласно докладу, резкий рост тарифов на контейнерные перевозки увеличит производственные издержки, что может привести к росту потребительских цен и замедлению национальной экономики, особенно в небольших развивающихся государствах, где потребление и производство в значительной степени зависят от торговли.
Высокие ставки также повлияют на товары с низкой добавленной стоимостью, такие как мебель, текстиль, одежда и изделия из кожи, производство которых часто фрагментировано в странах с низкой заработной платой, расположенных далеко от основных потребительских рынков;.
Анализ также прогнозирует увеличение производства резиновых и пластмассовых изделий на 9,4 %, фармацевтических продуктов и электрооборудования на 7,5 %, автомобилей на 6,9 % и машин и оборудования на 6,4 %.
Влияние высоких ставок фрахта не будет равномерно распределено даже в пределах Европы и, как правило, будет сильнее в небольших странах.
Предполагается, что цены вырастут на 3,7% в Эстонии и на 3,9% в Литве по сравнению с 1,2% в Соединенных Штатах и 1,4% в Китае.
Производители в Соединенных Штатах полагаются в основном на промышленные поставки из Китая и других стран Восточной Азии, поэтому сохраняющееся давление на цены, сбои и задержки в контейнерных перевозках будут препятствовать росту производства.
Ожидается, что увеличение ставок контейнерных перевозок на 10% в сочетании с перебоями в цепочке поставок приведет к снижению промышленного производства в Соединенных Штатах и Еврозоне более чем на 1%, в то время как в Китае производство, как ожидается, сократится на 0,2%.
На транспортные расходы также влияют структурные факторы, включая качество портовой инфраструктуры, условия для упрощения процедур торговли и возможности для судоходства.
Решение проблемы высоких ставок фрахта
UNCTAD настоятельно призывает страны рассмотреть комплекс мер для поддержания транспортной инфраструктуры. Повышение качества предоставляемых услуг в портах снизило бы средние мировые расходы на морские перевозки на 4,1%, в то время как расходы были бы снижены на 3,7% за счет более эффективных мер по упрощению процедур торговли и на 4,4% за счет улучшения связи линейных перевозок.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе на возможности морских поставок также повлияет переход отрасли к судоходству с нулевым выбросом углерода. Для обеспечения того, чтобы необходимые инвестиции в суда, порты и предоставление новых видов топлива не откладывались, инвесторам будет важно рассчитывать на предсказуемую глобальную нормативно-правовую базу.
Фото - pixabay.com
Дата публикации: 21.11.2021