Во время встречи членов Королевской голландской ассоциации патологии растений в Вагенингене несколько производителей рассказали о своих практических дилеммах. Эксперты обсудили возможные решения для борьбы с болезнями растений с меньшим количеством химии, как того требует зеленый курс Евросоюза
Об этом пишет Хайджо Додде в статье на портале www.nieuweoogst.nl.
«По данным Центрального статистического бюро, из 9,3 млн кг химических активных веществ, использованных в сельском хозяйстве Нидерландов в 2019 году, более 40% предназначены для борьбы с грибными заболеваниями.
Если в тепличном хозяйстве применение фунгицидов есть шанс сократить, можно ли отказаться от их использования в открытом грунте после 2030 года? И если да, то как?
Эти вопросы были в центре внимания экспертов, которые приняли участие в форуме Королевской голландской ассоциации патологии растений, где выступили практики.
Так, фермер Джаспер Рубос обеспокоен снижением восприимчивости грибных патогенов к пестицидам: «Мы сильно зависим от нескольких эффективных агентов агрохимических продуктов, что затрудняет управление сопротивлением. В результате в прошлом году у нас было много проблем с ложной мучнистой росой, особенно на луке. Мы теряем хорошие ресурсы, такие как манкоцеб, без доступных альтернатив».
С другой стороны, луковичной компании Gebroeders Hulsebosch в Северной Голландии удалось вдвое сократить использование фунгицидов за десять лет. Ник Халсебош, которой управляет компанией вместе со своим отцом, дядей и двоюродными братьями, говорит, что они выбрали стратегию улучшения качества почвы в качестве основы для повышения устойчивости производства: «Мы работаем на здоровой почве, что достигается за счет оптимальной подачи домашнего, самодельного компоста и посева сидератов».
По словам Халсебоша, это приводит к более жизнеспособному урожаю с меньшим воздействием болезней. Однако, работа над улучшением качества почвы и сокращением использования химических веществ требует много времени. Халсебош подчеркнул, что наличие хороших ресурсов по-прежнему важно для получения урожая: «Мы не можем позволить себе неурожай и должны быть в состоянии бороться с болезнями, если это необходимо».
Садовод Уилберт ван Вийк объясняет, что яблоки и груши подвержены парше, плесени, раку плодовых деревьев и черной гнили плодов из-за длительного вегетационного периода: «Нам приходится иметь дело с требованиями, которые превышают законодательные требования рынка и ожидания потребителей, которые хотят, чтобы мы всегда поставляли фрукты что первого сорта без повреждений».
Ван Вейк опасается, что если садоводы лишатся более сильных фунгицидов, качество плодов резко упадет: «Мы обеспокоены тем, что у нас возникнут проблемы с долгосрочным хранением, если мы не избавимся от патогенных грибов в течение вегетационного периода».
Когда дело доходит до устойчивости, генетика часто рассматривается как святой Грааль, говорит Роберт Грейвленд, директор исследовательского центра HZPC, занимающегося селекцией картофеля: «Но разведение - это длительный процесс. Мы стараемся ускорить выведение новых сортов с помощью новых технологий. Если мы впоследствии будем продавать сорта с устойчивостью, важно, тогда зеленые средства защиты растений могут сыграть ощутимую роль в поддержке производства».
Джоланда Вейсмюллер из Bayer прокомментировала, что для развития зеленых агрохимии по-прежнему требуется много времени: «Мы видим, что эффективность нынешних биофунгицидов разочаровывает. Они недостаточно прочны, чтобы заменить синтетику один в один. Кроме того, настоящая инновация, также находящаяся в стадии разработки, еще впереди».
Она отметила, что в настоящее время зеленые продукты в основном используются в надежных системах выращивания в сочетании, например, с устойчивыми сортами, но для широкого внедрения таких систем по-прежнему требуются большие знания и, следовательно, тесное взаимодействие науки и практики.
Эксперт Леендерт Молендийк из Вагенингенского университета и исследований подробнее остановится на системном подходе как на возможности ограничить давление болезни: «Разрабатываются стратегии комплексного управления растениеводством. Цель состоит в том, чтобы разработать работоспособные системы на региональном уровне, основанные на сложном, многоэтапном плане выращивания, сильных сортах, здоровой почве и тщательном мониторинге».
Крупные исследовательские программы, запущенные в последние годы и в том числе «Ферма будущего», уже показали, что системный подход позволяет сэкономить от 40 до 79 процентов при использовании фунгицидов. По словам Молендейка, экономия зависит от вегетационного периода и урожая. «Кажется, в таких системах картофель приносит больше прибыли, чем сахарная свекла», - сообщает исследователь.
Ивонн Гуйер из консалтинговой компании CLM убеждена, что если стремится к поставленной цели резкого сокращения пестицидов до 2030 года, фермеры должны получить компенсацию непосредственно от потребителей более здоровой пищи: «Потребители должны переосмыслить и быть готовыми платить больше за еду. Если мы используем меньше ресурсов, производство падает на 20 процентов. Тогда еда становится намного дороже».
(Источник: www.nieuweoogst.nl. Автор: Хайджо Додде. Фото: pixabay.com).
Дата публикации: 25.05.2022