На фоне резкого подорожания овощей Минсельхоз принял пакет «антикризисных мер» для отечественного овощеводства. Чтобы снизить стоимость «борщевого набора» в ведомстве считают необходимым постепенно увеличить объем производства, поддержка инвесторов, строящих овощехранилища, субсидии на семеноводство. Пока озвучена цифра в 5 млрд рублей в 2022 году.
Цены на овощи в текущем году побили все рекорды. По данным Росстата, например, в июне стоимость свеклы и моркови превышала прошлогодний ценник на 178% и 105% соответственно. Причем традиционного снижения стоимости осенью фактически не произошло.
Основными причинами овощной инфляции стали неблагоприятные погодные условия (летняя засуха во многих регионах), а также дожди в период уборки. Из-за ограничений в пандемию овощеводческие хозяйства лишились сезонных рабочих. И это тоже негативно повлияло на отрасль в целом.
Для сдерживания цен Минсельхоз разработал пакет мер поддержки отечественного овощеводства. Первым пунктом в ведомственном документе – постепенное увеличение посевных площадей моркови, свеклы, капусты и картофеля.
Также министерство намерено ввести в эксплуатацию новые овощехранилища мощностью 313,9 тыс. тонн. Это позволит меньше зависеть от импорта не в сезон, прежде всего весной. Часть господдержки направят на модернизацию производства и развитие селекционно-семеноводческих центров. Впервые предусмотрены субсидии для малых хозяйств, на которые приходится 50% всех собранных овощей в стране. Для реализации всех планов потребуется порядка 5 млрд рублей уже в следующем году.
Насколько эффективны перечисленные меры, и когда примерно ждать покупателям реального снижения цен на овощи?
Специально для нашего портала оценку пакету антикризисных мер дал Олег Пахомов, Руководитель практики Управленческого консалтинга Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ».
«Из-за того, что более чем две трети российских регионов находятся в зоне рискованного земледелия, объемы производства овощей в последние годы составляли всего 5-5,5 млн т. Отечественное овощеводство накопило множество проблем, которые должны решаться комплексно.
Во-первых, высокая капиталоемкость овощеводства. А так как механизация всех стадий производства овощей открытого грунта весьма затратна, многие производители предпочитают компенсировать нехватку механизмов трудовыми ресурсами. Основную долю сезонных рабочих оставляли трудовые мигранты, привлекать которых из-за ужесточения миграционного законодательства становится все сложнее. Коронавирусная пандемия и вовсе закрыла въезд в Россию для многих из них.
Во-вторых, снижающаяся маржинальность овощеводства из-за высокой стоимости качественного семенного материала и роста цен на удобрения. Мелкие производители не могут самостоятельно производить селекционную работу, и вынуждены тратить значительные средства на районированные семена, так как собственный семенной материал зачастую низкотоварный.
В-третьих, нехватка овощехранилищ, которые вмещают 1,6 млн т, а это менее 30% производства овощей, из-за чего производители вынуждены продать или отправить на переработку большую часть выращенного урожая в сжатые сроки.
В-четвертых, недостаточная господдержка овощеводства и низкая эффективность существующих механизмов. Овощеводство не входило в число приоритетных подотраслей сельского хозяйства, и не могло рассчитывать на стабильную господдержку, а действующие программы направлены на поддержку лишь отдельных направлений (строительство теплиц и овощехранилищ) и недостаточно эффективны. Например, государство возмещает 20% затрат на строительство овощехранилищ. Однако вместе с проектированием процесс строительства занимает 3-3,5 года, что в условиях роста цен на материалы существенно обесценивает компенсацию».
Дата публикации: 20.11.2021