Дорогая еда будет новой нормой в Великобритании и ЕС, предупреждают аналитики
Покупатели британских супермаркетов были шокированы, обнаружив бирки безопасности на сыре, масле и других упакованных продуктах, сообщает Джошуа Пул в статье на портале www.foodingredientsfirst.com.
В то время как крупные розничные продавцы отрицают, что дополнительная безопасность упаковки представляет собой рефлекторную реакцию на недавно повышенные цены, вместо этого указывая на долгосрочную тактику предотвращения краж, потребители выкладывают в соцсетях фотографии еды с бирками как символ кризиса стоимости жизни.
В июне 2022 уровень инфляции в Великобритании достиг 40-летнего максимума в 9,4%, а цены на продукты питания выросли на 9,8% по сравнению с июнем 2020 года, что является самым высоким ростом в этой категории с 2009 года. Затраты на продукты питания также выросли на 1,2% по сравнению с предыдущим месяцем.
«Великобритания, 2022 год… Масло Lurpak стоит 6 фунтов стерлингов (7,20 долларов США) за лоток, и на нем даже есть бирка безопасности», написал один покупатель в Twitter. «Если вы думаете, что Lurpak – один пример, местные Aldi и Co-op тоже начали маркировать продукты охраной. На пачке бараньих отбивных также была метка с GPS-защитой», прокомментировал другой. «Кризис реален. Мой местный супермаркет теперь помечает предметы повседневного обихода метками безопасности, по-видимому, потому, что их цена сильно выросла. Это не вино Шатонёф-дю-Пап, это растворимый кофе!», высказался третий.
Согласно данным, в 2021 году британцы украли товаров повседневного спроса на сумму около 500 миллионов фунтов стерлингов (595 миллионов долларов США).
Высокие цены на продукты питания могут стать новой нормой для британских ритейлеров, а также для их европейских коллег, предупреждают аналитики Rabobank.
В интервью FoodIngredientsFirst старший аналитик RaboResearch Food & Agribusiness по потребительским продуктам Мария Кастровьехо сказала, что существует несколько причин резкого роста цен на продукты питания, начиная с логистических и трудовых сбоев, вызванных пандемией COVID-19. Сбои в цепочке поставок усугубились в марте 2021 года, когда Суэцкий канал был заблокирован на шесть дней после посадки на мель контейнеровоза Ever Given.
«Кроме того, у нас уже росли цены на энергоносители, росли цены на зерно из-за последствий засухи. Это побудило производителей повысить цены для розничных продавцов, но, как правило, эти переговоры о ценах происходят два раза в год, поэтому повышение цен в розничных магазинах стало наблюдаться ближе к последнему кварталу и в этом году. С начала года производители все чаще стремятся пересмотреть цены с розничными торговцами, поскольку их затраты приближаются к пределу. Мы наблюдаем вторую и третью волны переговоров на гораздо более короткие сроки, по всем продуктам, почти каждый месяц», пояснила она FoodIngredientsFirst.
Кастровьехо добавляет, что рост цен на энергоносители и дополнительные сбои также привели к тому, что цены на упаковку достигли «необычайного уровня», что повлияло на все потребительские товары. Она отметила, что повышенные цены на продукты питания в британских супермаркетах не являются чем-то необычным по сравнению с ЕС и остальной Европой. По данным Управления национальной статистики Великобритании, уровень инфляции на сливочное масло вырос на 13,1% в мае по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, Евростат зафиксировал рост цен на сливочное масло на 28,3% в еврозоне и на 46% в Германии в июне в годовом исчислении.
«Косвенно мы наблюдаем рост цен на сельскохозяйственные ресурсы, то есть на кукурузу и зерно, а также на удобрения и, что касается переработки, цены на энергоносители. Все молочные продукты относительно энергоемки, а различные заводы по производству сухого молока сильно зависят от природного газа. Германия сейчас особенно обеспокоена доступностью природного газа», сказал в интервью FoodIngredientsFirst аналитик Rabobank по молочным продуктам Ричард Шепер: «Что также изменилось для молочных продуктов в ЕС, а также в Великобритании, так это то, что мы вышли из десятилетия с излишками молока. Динамика изменилась, конкуренция за молоко усилилась, в то время как будущие изменения политики и цели в области устойчивого развития могут еще больше усилить давление на объемы производства молока и, возможно, увеличить затраты в цепочке создания стоимости».
(Источник: www.foodingredientsfirst.com. Автор: Джошуа Пул. Фото: Дмитрий Лукьянов).
Дата публикации: 25.07.2022