трах

трах Среди исследователей, представителей органов госвласти, фермеров не утихают споры, нужно ли разрешить так называемое «редактирование» генов при селекции сельхозкультур. Это удаление или изменение генетических последовательностей в точных местах генетического кода, в отличие от технологии ГМО, когда для достижения желаемого признака вводится ДНК другого вида, такого как, например, бактерия.
Практически во всех странах Европы введен запрет или мораторий на проведение научных и лабораторных исследований, связанных с применением технологии редактирования генов (CRISP) растений.
Однако постепенно строгие запреты отходят на второй план. В этом году стало известно, что британский научно-исследовательский институт Rothamsted Research, пионер исследований ГМ-культур с 1990-х годов, получил разрешение Департамента сельского хозяйства и охраны окружающей среды страны на проведение серии полевых испытаний пшеницы, геном которой был изменен. Эксперименты в Хартфордшире станут первыми полевыми испытаниями ГМ-пшеницы CRISPR не только на Британских островах, но и Европе в целом.
Ген пшеницы был изменен для снижения уровня естественной аминокислоты аспарагина, которая при выпечке или поджаривании хлеба превращается в канцерогенное вещество, акриламид.
На днях стало известно, что министерство здравоохранения Канады планирует опубликовать рекомендации по регулированию генетически модифицированных культур.
Похоже, что департамент будет относиться к генетически отредактированным культурам иначе, чем к генетически модифицированным (трансгенным) культурам. Это означает, что надзор за генетически отредактированными культурами может быть смягчен.
Редактирование генов часто описывается как удаление или изменение генетических последовательностей в точных местах генетического кода. Это отличается от технологии трансгенных растений, когда для достижения желаемого признака вводится ДНК другого вида, такого как бактерия.
Наиболее известным инструментом редактирования генов является CRISPR-Cas9, метод, используемый для удаления участков ДНК. Ученые из Калифорнии и Франции получили Нобелевскую премию по химии 2020 года за открытие CRISPR.
Если Министерство здравоохранения Канады будет регулировать генетически модифицированные культуры так же, как и обычную селекцию растений, это станет победой для отрасли науки о растениях и, возможно, канадских фермеров.
Сторонники генетически модифицированных культур, в том числе многие селекционеры растений, считают это прорывом в развитии сельскохозяйственных культур. Это позволит ученым быстро и точно изменять ДНК растения для достижения желаемых черт.
«Будь то разработка сорта канолы, более устойчивого к болезням, урожая пшеницы с высоким содержанием клетчатки, сои, при переработке которой получается более питательное масло, редактирование генов потенциально может принести пользу фермерам, производителям продуктов питания и потребителям», - заявил Канадский совет по зерну в марте.
Руководство Министерства здравоохранения Канады по генетически модифицированным культурам является частью более масштабных усилий департамента по модернизации правил селекции растений. Редактирование генов - важнейшая часть, за которой следят агропромышленные группы из-за последствий для инноваций в селекции растений.
Министерство здравоохранения Канады требует проведения предпродажной оценки безопасности ГМ-культур, которая может увеличить стоимость вывода сорта на рынок на миллионы или десятки миллионов долларов. Не так давно чиновники министерства здравоохранения Канады встретились с представителями компании в области биотехнологии и представило обновленную информацию о своем плане в отношении генетически модифицированных культур.
Два дня спустя CBAN опубликовал пресс-релиз и осудил план Министерства здравоохранения Канады.
«В соответствии с новыми нормативными указаниями Министерство здравоохранения Канады отменяет свои полномочия по регулированию многих новых генетически модифицированных продуктов питания, разработанных с использованием методов редактирования генов... и вместо этого оставляет оценку безопасности разработчикам продуктов», - отмечается в релизе CBAN, коалиции из 16 Ассоциаций, включая Национальный союз фермеров и организации органических ферм, которая также контролирует оборот ГМ-культур в Канаде.- Мы выступаем против предложений министерства здравоохранения Канады и Канадского агентства по контролю за продуктами питания, которые позволили бы выпускать на рынок генетически модифицированные продукты питания и семена без государственного надзора».
Большинство описывает редактирование генов как еще один инструмент селекции растений, который позволяет ученым точно и быстро достигать своих селекционных целей. Некоторые ученые относят его к более широкой категории, называемой NBT — Новые методы селекции.
Между тем в министерстве здравоохранения Канады пришли к выводу, что использование технологий редактирования генов не создает каких-либо уникальных проблем безопасности по сравнению с другими методами селекции растений.
Это ставит Канаду в один ряд с такими странами, как США, Япония, Австралия и Аргентина, которые решили, что генетически отредактированные культуры безопасны.
Американские компании, занимающиеся растениеводством, уже используют эту технологию, поскольку правительство США предоставило рекомендации почти четыре года назад.
В марте 2018 года министр сельского хозяйства США Сонни Пердью заявил, что генетически модифицированные культуры будут обрабатываться аналогично обычной селекции растений и будут в значительной степени освобождены от регулирования.
Пока нет единого мнения по поводу использования технологии CRISPR и в Швейцарии. Пока в стране действует мораторий на ее применение, недавно пролонгированный до 2025 года. Ее противники считают, что безопасность нового метода селекции не доказана.
По словам Анжелики Хильбек, эколога ETH Zurich, при редактировании генома возможно изменить только его простые свойства. Однако нежелательные эффекты в результате редактирования генов могут иметь различные непредсказуемые последствия.
«Разные гены взаимодействуют сложным образом. Ожидается, что селекционный прогресс будет слишком быстрым - генная инженерия может дать только исходный материал для дальнейшего исследования. Ни одно растение не может переместиться прямо из чашки Петри в поле. Принимая во внимание огромные возможности редактирования генома, недостаточные знания о возможных рисках и тот факт, что протоколы использования «генных ножниц» иногда не найти в открытом доступе, что убедиться в безопасности технологии», - отмечает Анжелика Хильбек.
Статья подготовлена по материалам сайтов producer.com и BauernZeitung.
Фото - pexels.com